Туманстерские классы



Михаил Перехожий
Кладезь ладов в храме хармонии

Различные народные и искусственные лады в джазовой музыке играют далеко не последнюю роль, а в модальном джазе - лады это наше всё. Поэтому знание ладов - весьма необходимая штукенция. Каждый лад имеет свою неповторимую окраску, и использование их в музыке делает звучание намного разнообразнее.

Каждый лад - это определенная система расположения тонов, при которой образуются свои закономерности тяготения к устойчивым (сильным) и неустойчивым (слабым) ступеням.

Учить лады можно различными способами - аппликатурно, тупым зазубриванием, или сугубо в прикладном плане (в процессе импровизации), но эффективнее и лучше всего учить их логически - по тетрахордам, и уж потом тыксызыть, прикладывать куда следует. Ведь если присмотреться к каждому ладу - это всего-навсего 2 тетрахорда на расстоянии тона или полутона. Итого вырисовывается структура: тетрахорд+связка+тетрахорд.

Всего существует 5 тетрахордов (2 мажорных, 2 минорных и 1 уменьшенный):

  1. Мажорный: тон-тон-полутон. (maj) - в основе мажор.
  2. Минорный: тон-полутон-тон. (min) - в основе минор.
  3. Фригийский: Полутон-тон-тон. (frig) - в основе минор.
  4. Уменьшенный: полутон-тон-полутон. (dim) - в основе уменьшенный лад.
  5. Увеличенный: тон-тон-тон. (aug) - в основе мажор.

Теперь остается только рассмотреть какие тетрахорды используются в каком ладу, и на какие аккорды этот лад подходит.

Первоначально лады можно запомнить упрощенным методом опираясь на до-мажорный строй (все белые клавиши) и до-минор мелодический (все белые, кроме бемоль третьей). Но этот способ хорош лишь для первоначального запоминания звучания ладов. В дальнейшем лучше запоминать лады по тетрахордам (или по звучанию).

Несколько замечаний:

  1. Традиционно считается, что в мажор разрешаются только IIm-V7, а в минор только IImb5-V7alt, но на деле всё всегда зависит от музыки.
  2. Самые главные ступени лада 3я и 7я - именно они определяют уклон гармонии в мажор или минор. В джазе зачастую крайне быстрые темпы, и порой на отдельный аккорд успеваешь сыграть лишь пару нот. Нередко это и есть терция или септима.
  3. Самые классные сольные связки происходят на основе общих звуков разных ладов. Крайне полезно видеть перекрещивания в разных, даже неродственных аккордах.
  4. Один и тот же лад (а ещё пуще - отрезок) прекрасно ложится на целую тучу разных аккордов. Общее правило тут простое - звуки лада должны совпадать со звуками аккорда.
  5. Если всё построено грамотно, сыграно безупречно, лады все на местах, а соло не звучит - то нужно что-то менять в консерватории. Всмысле - музыка первична, теория лишь вспомогательный инструмент.
  6. Хватит читать, иди играй!

Высказать наболевшее можно в гостевухе, или на деревню, е-дедушке.



=============
Nebulatory.RU - Ученье-свет и тьма-импровизаций